Карта сайта
26 декабря 2017, 03:19

К доступности потребительского рынка

В Сахалинской областной универсальной научной библиотеке Клуб-2020 Сахалинского регионального отделения «Единой России» провёл круглый стол по доступности населением островного региона потребительского рынка.

Экспертами круглого стола выступали и отвечали на многочисленные вопросы и предложения участников круглого стола – представителей общественных и иных организаций, предпринимательского сообщества, местных лидеров общественного мнения «Единой России», активных граждан – заместитель министра торговли и продовольствия Сахалинской области Наталья Розанова и исполняющая обязанности начальника департамента продовольственных ресурсов и потребительского рынка администрации города Южно-Сахалинска Елена Михайловская.

Ведущий круглого стола, председатель Делового дискуссионного Клуба-2020 Игорь Андреев напомнил, что Президент Владимир Путин на недавно прошедшей в Москве большой пресс-конференции особо подчеркнул, что развитие России стало больше и больше опираться на внутренний спрос, что чрезвычайно важно для любой экономики. Страна вышла не только из рецессии, но перешла в стадию уверенного развития. Между тем важно сохранить стабильность на потребительском рынке в условиях, когда рост реальных доходов населения, в том числе потребителей розничной торговли последние годы замедлился.

В Сахалинской области по итогам одиннадцати месяцев текущего года на потребительском рынке вырос розничный товарооборот и оборот в сфере общественного питания. В рамках проекта «Региональный продукт» действует рекомендованная торговая надбавка не более 15 процентов. Это касается именно торговых сетей, и в целом указанная норма соблюдается. Область сегодня обеспечивает себя овощами открытого грунта на 90 процентов, тепличными культурами – на 82 процента. В регионе общее количество товаров и услуг, входящих в набор для построения индекса потребительских цен составляет 479 наименований: 122 – это продовольственные товары, 255 – непродовольственные, 102 – услуги.

В области, по оценке, рост цен по итогам текущего года составляет 2,2 процента. Между тем, инфляция в регионе за 2016 год составила 4,8 процента. В декабре прошлого года рост розничных цен составил 0,6 процента, а ныне – 0,1 процента. Продовольственные товары в этом месяце подорожали на 0,2 процента, а за год в целом подешевели на 0,1 процента. Одна из причин снижения цен на продукты стало резкое удешевление плодовоовощной продукции нового урожая, наблюдавшееся на протяжении года. С апреля отмечалось ежемесячное снижение цен на овощи, в августе овощи подешевели на 15,3 процента. С октября овощная продукция дорожала, в декабре цена на овощи выросла на 1,5 процента, а в среднем за год снизилась на 4,8 процента. За год цены на капусту, картофель, чеснок упали на 20-24 процентов, морковь, свёклу, помидоры – на 3-9 процентов.

По росту цен на продовольственные товары Сахалинская область занимает 32 место среди регионов страны. В целом ситуация стабильная, ажиотажного спроса ни на одну группу товаров нет, продовольственные запасы сформированы на срок от 20 до 100 дней по отдельным группам товаров. Особо отмечено, что за последние 15 лет в нынешнем, 2017 году в островном регионе складывается дефляция: индекс потребительских цен равен 99,7 процента. В целом, как было сказано, сегодня ценовая ситуация в области стабилизируется ещё и под влиянием платёжеспособного спроса. Предпринятые в регионе меры привели к тому, что торговая наценка на предприятиях розничной торговли составляет 30,3 вместо недавних 35 процентов.

Затрагивался и вопрос развития пищевой промышленности в части того, что «не слишком разнообразно и всё же дорого». В области действует программа поддержки предпринимателей, заинтересованных в развитии пищевой переработки, однако пока особой активности малого и среднего бизнеса не наблюдается. Вместе с тем, на сегодня перерабатывающая промышленность не располагает в достаточной мере свободным сырьём – овощи, корнеплоды, качаны и клубни в сыром виде попадают в розничную торговлю и весьма быстро раскупаются островитянами. При излишках по отдельным культурам предприятия, как правило, пускают «излишки» в переработку – «капусту квасят, огурцы солят, помидоры закатывают». 

Подчёркивалось, что государственная поддержка хозяйств и фермеров в 2016 году составила почти 3,7 млрд рублей, в 2017 – 3,4 млрд рублей, что также весьма значительно. Что касается экономических показателей, то особенно «бурного роста» не происходит. Если речь идёт об интересах сельхозпроизводителей, то производство растёт, но цены не поднимаются, а значит резкого роста экономических показателей не видно. Цены на картофель и овощи падают, на молоко и мясо держатся на одном уровне. Для потребителей розничного рынка это хорошо, а для сельхозпроизводителей – плохо.  В повестке – рентабельность, в среднем по агропрому с учётом государственной поддержки – 22 процента, без неё – минус 15 процентов. То есть над чем надо системно работать.  

Оживлённо говорилось о росте цен «на традиционную рыбную продукцию», в том числе в рамках регионального проекта «Доступная рыба». При этом признавалось: основная причина – «в провальной промысловой путине на Сахалине и Курилах по явно объективным причинам». Непомерно выросли цены на красную икру, по-прежнему для многих не доступны «деликатесы из морепродуктов». Были претензии к реализации проекта «Социальный магазин», во многих из них цены на продуктовые товары даже выше, чем в торговых сетях. По мнению специалистов, связывать цены на икру с результатом путины – неправильно. Спрос населения, грамотная рекламная кампания, затраты на энергоносители, непомерные запросы перекупщиков (при отсутствии госрегулирования цен в стране) и, наконец, количество товара на рынке – вот что составляет плату за продукт.

Среди предложений участников круглого стола, отражённых в их анкетах, необходимо, по примеру ряда регионов страны, внедрение социальной программы «Забота» в части потребительского рынка, то есть наличие социальной платёжной карты для определённой группы населения.  При этом пересмотреть эффективность проекта «Социальный магазин». Сегодня, чтобы приобрести скидку на 8 процентов в сетевом магазине, которых в областном центре достаточно, нужно приобрести товаров на три тысячи рублей. В Южно-Сахалинске, помимо еженедельных многочисленных ярмарок, необходим «настоящий сельскохозяйственный рынок», а самое лучшее место – это за железнодорожным переездом на Сахалинской улице, как это было в предшествующие годы. Сельхозпотребкооперация – это путь к стабильности на потребительском рынке.   

Ключевые слова: Андреев, инфляция, Путин, товары, цен
Ссылка для блогов