Карта сайта
2 февраля 2017, 07:54

Наши приоритеты в Год экологии в России

По инициативе «Единой России» в Сахалинской областной универсальной научной библиотеке обсуждали региональные и муниципальные природоохранные приоритеты в Год экологии.

Экспертами круглого стола на тему «2017-й – Год экологии в России: приоритеты охраны и комфортности окружающей среды в Сахалинской области» выступали и отвечали на многочисленны вопросы участников дискуссии заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области Вадим Ваничкин, начальник отдела жилищной политики министерства ЖКХ Сахалинской области Александр Анисимов, начальник отдела санитарного состояния городской среды администрации города Южно-Сахалинска Иван Санжаров. Многочисленными участниками круглого стола были региональные и местные лидеры общественного мнения «Единой России» и ОНФ, представители бизнес-сообщества, общественных и иных организаций, в том числе «Молодой гвардии Единой России», а также науки, образования, культуры.

В обсуждении актуальных проблем экологической безопасности и сохранности окружающей среды на территории островного региона приняли участие координатор проекта «Экология России» СРО партии «Единая Россия» Виктор Аверин, академик РАЕН, профессор СахГУ Игорь Минервин, директор ООО «Армсахстрой» Саркис Акопян, вице-президент Сахалинского фонда культуры Валерий Белоносов, директор НП СРО «ЖКХ-Сервис» Александр Суворов, зам. председателя СРО «Опора России» Виктор Довгенко, предприниматель Николай Кузнецов, сопредседатель СРО ОНФ Андрей Фугенфиров, гендиректор ЗАО «СахИнфо» Владимир Чуйко, помощник депутата Городской Думы Николай Сидоров и другие.  

Ведущий круглого стола, руководитель «Предпринимательской платформы» СРО «Единой России» Игорь Андреев напомнил, что Президент Владимир Путин в Послании Федеральному собранию особо отметил: 2017-й – это Год экологии в России. Правительству РФ поручено подготовить программы сбережения уникальных природных символов России, таких как Волга, Байкал, на Алтае. Президент особо сказал, что «по всей стране надо заняться уборкой загрязнённых территорий, ликвидировать свалки, в которые превратились окрестности многих населённых пунктов», что «это проблема не только крупных городов, но и сёл, и посёлков». Говорилось о том, что в Москве и Санкт-Петербурге уже идут масштабные программы по развитию модернизации дорожной сети, с 2017 года начнутся такие проекты и в других крупных городах, и городских агломерациях, где проживают около 40 млн человек. За два года здесь должно быть приведено в порядок не менее половины дорог. Президент подчеркнул, что «решение принято, средства намечены соответствующие, нужно только эффективно работать».

В плане Года экологии 600 мероприятий на 294 млрд рублей, из них свыше 90 процентов – средства компаний на модернизацию своего же производства. Конечно, за год все экологические проблемы России не решить, однако, это хорошее начало для новых экологических программ, внедрения более высоких экологических стандартов. А также напомнить, что «мусор, выброшенный из окна машины на обочину, это варварство и дикость». Известна поговорка: чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Многие ещё помнят, что в советские годы перерабатывалось, повторно запускалось в производство до 60 процентов всей бумаги – от сбора макулатуры. Утилизировалась половина текстиля, треть автомобильных шин и покрышек. Введён закон, по которому производитель или импортёр того, что надо потом утилизировать, обязан либо строить свои предприятия по переработке пластика в новый пластик, либо платить. В 2017-м возможно получить по этой статье 6,5 млрд рублей, в планах – не менее 30 млрд рублей в год.

«Единая Россия» уже в течение ряда лет реализует на территориях регионов страны партийный проект «Экология России». Цель проекта – создание комплексного подхода к работе по улучшению качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование устойчивой экологически ориентированной модели развития экономики и содействие повышению инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации. Среди задач проекта – создание независимого отечественного эколого-экономического рейтинга (экорейтинг) территорий и субъектов экологической деятельности. Экорейтинг позволит обеспечить получение информации об уровне и характере развития субъектов РФ, отрасли или предприятия.

Итогом экорейтинга должны стать количественные данные о состоянии окружающей среды, об уровне социального и экономического развития, а также определения места региона по уровню его развития в общем рейтинге регионов страны. Реализация проекта призвана содействовать повышению международного престижа России. Как страны, играющей ведущую роль в сохранении глобальных экологических общественных благ, защите природной среды, создании безопасной и комфортной среды проживания, работы и отдыха российских граждан.

Проект направлен на содействие разработке территориальных программ социально-экономического развития в рамках общей стратегии «Единой России», учитывающих современные приоритеты повышения энергоэффективности и снижения природоёмкости экономики, улучшения качества жизни граждан. А также на содействие совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере экологии и природопользования и разработке нормативов экологической ответственности, повышение барьера для грязных технологий, поощрение соблюдения экологических норм.

Среди задач проекта – стимулирование субъектов экономической деятельности к экологически сбалансированному поведению, содействие внедрению экономических механизмов формирования в России экологически конкурентоспособных производств, созданию эффективного экологического сектора экономики, а также создание дополнительных рабочих мест в экологическом секторе экономики. Проблему «загаживания» территории бытовыми отходами решать необходимо, прежде всего, путём внедрения современных мусороперерабатывающих технологий, которых за последние десятилетия придумано достаточно.

 И, как считают деловые люди, Правительству РФ и органам власти в регионах стоило бы подумать о налоговых или иных льготах для предпринимателей, инвестирующих средства в переработку отходов. Не исключено, что и государство могло бы извлечь не только моральную, но и материальную выгоду от участия в подобных проектах, прибыльность которых доказана на практике. Между тем, ежегодно в России от жизнедеятельности населения образуется около 40 млн тонн отходов. На Сахалинскую область, по оценке, приходится 0,5 процента от общего объёма ТБО или около 200 тыс. тонн без учёта медицинских и биологических компонентов.

В ходе дискуссии отмечалось, что вопросу борьбы с отходами производства и потребления в нашем регионе уделяют постоянное внимание, в том числе в формате открытых публичных обсуждений и привлечения экспертного сообщества. Однако каких-то кардинальных перемен к лучшему пока добиться не удалось – мусор и ныне на «прежних свалках». В области крайне мало полигонов твёрдых бытовых отходов (ТБО), оборудованных в соответствии с законом, есть и проблемы с заводами и производством по переработке некоторых категорий отходов.

Примечательно, что даже в областной столице пока нет оборудованного по последнему слову науки и техники полигона, отходы в Южно-Сахалинске, как правило, свозятся на закрытую по решению суда городскую свалку середины прошлого века. Ко всему часто можно слышать о нехватке урн, переполненных мусорных баках, загаженных пляжах и полнейшем отсутствии культуры. Но были и предложения – о введении компенсаций за вывоз мусора, когда «платишь не ты, а тебе». Примером успешности такого проекта называли освобождение областного центра от ржавеющих автомобильных остовов – несколько лет назад за их утилизацию начали выплачивать премию и железо, как по волшебству, испарилось. Среди ключевых направлений проекта «Экология России» – «Содействие развитию отрасли обращения с отходами», «Зелёная энергия», «Меморандум экологической открытости», «Зелёное кольцо России», «Экологическое образование», «Экологические акции и мероприятия».

Было сказано, что в Год экологии ОНФ решил значительно «озеленить» свою деятельность и запускает проект «Генеральная уборка», который должен ужесточить борьбу с незаконными мусорными свалками и «серыми» полигонами. В основе проекта – открытый сетевой ресурс «Интерактивная карта свалки», на котором будут фиксироваться сообщения о нелегальном складировании мусора. Представители ОНФ будут самостоятельно проводить проверки обращений граждан, выезжая к местам нарушений. В случае подтверждения информации, отправившей на карту, общественники инициируют процесс по устранению свалки или полигона. Высказана надежда, что к проекту присоединятся волонтёрские, экологические организации и все активные граждане, готовые участвовать в борьбе с незаконными свалками.

Говорилось и о том, что каждый субъект РФ по недавно принятому закону должен не позднее 1 января 2018 года ввести территориальную схему работы с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО), 15 регионов, в том Сахалинская область, сделают это уже в 2017-м – выберут единого оператора по обращению с ТКО, установят тарифы и выполнят другие меры. Тогда и людям из платёжек будет понятнее, что стоит за цифрами в графе «вывоз мусора». В планах за два-три года все мусоровозы в стране оборудовать системой ГЛОНАС с единым центром сбора информации, что позволит проконтролировать: мусор не возят до ближайшего леса или не выливают его в какой-нибудь карьер к соседям. Надо помнить, что обычная свалка, даже если она не тлеет, наносит гораздо больше ущерба экологии, чем мусоросжигательный завод. А если свалка начинает гореть, как это часто бывает, то это и вовсе экологическая катастрофа для соседских поселений.  

Среди многочисленных оценок экологической ситуации и положения с несанкционированными свалками в регионе, а также предложений по наведению должного порядка, начиная с Года экологии, – отсутствие должного контроля за состояние природоохранной среды; усиление мер ответственности органов власти на местах, в том числе соответствующих контролирующих структур за экологическую безопасность и сохранение «уникальной островной, речной и морской природы»; бессистемность в принятии решений и невыполнении природоохранных и экологических планов и программ; слабое привлечение частных инвесторов и хозяйствующих субъектов к участию в проектах по сбору, сортировке и переработке твёрдых бытовых отходов (ТБО); недостаточная просветительская и разъяснительная работа среди населения по культуре обращения с ТБО; ужесточение административных мер ответственности нарушителей экологического и природоохранного законодательства; эффективная поддержка волонтёрских движений, общественных объединений и НКО в борьбе за чистоту окружающей среды и комфортность жизни сахалинцев и курильчан.   

 

Ссылка для блогов