Карта сайта
1 июня 2018, 05:03

Вопрос дефицита учителей обсудили в общественной приемной

Заседание круглого стола общественного совета Федерального партийного проекта «Новая школа» в Сахалинской области состоялось 30 мая в здании региональной общественной приемной Председателя Партии «Единая Россия». Представители областного министерства образования, профильного городского департамента и Сахалинского государственного университета обсудили насущный вопрос нехватки молодых учителей в островных школах, и наметили конкретные пути его решения.

- Месяц назад мы проводили партийные дискуссии по различным темам по посланию Президента РФ, в том числе по проблемам сферы образования, - рассказала депутат областной Думы, руководитель общественного совета проекта «Новая школа», учитель лицея №1 Татьяна Пак. – Многие жители на встречах говорили о дефиците специалистов в школах. Эта проблема складывается из разных аспектов: с одной стороны, нехватка соответствующих образовательных направлений в сахалинских вузах, с другой – отсутствие у школьников мотивации получать профессию учителя. Приходится привлекать специалистов из других регионов, но это не выход, нужно взращивать кадры у нас.

Проблема не нова, и областные власти не первый год предпринимают меры по ее решению. Так, молодые специалисты могут рассчитывать на немалые «подъемные» - от 223 до 371 тысячи рублей в зависимости от уровня образования и местности, где трудоустроены. Кроме того, учителям стараются по возможности предоставлять жилье. Правда, если в районах почти все молодые специалисты получают служебные квартиры, то в областном центре дела обстоят похуже. Но и здесь, по словам начальника городского департамента образования Анастасии Киктевой, есть положительная динамика. Ведь в рамках соглашений между губернатором и главами районов одним из показателей эффективной работы последних является именно обеспечение жильем работников сферы образования.

- Ежегодно в марте-феврале мы собираем досье по студентам 4-5 курсов педагогических специальностей, - пояснила А. Киктева. – Затем смотрим, какие варианты трудоустройства им могут предложить, и обеспечиваем эти вакансии жильем. В частности, уже два года «забираем» всех выпускников физико-математического отделения СахГУ.

Объемы обеспечения жильем молодых учителей планируют еще больше наращивать, отметили представители областного министерства образования. Тем более что в последнее время появились новые механизмы привлечения студентов на педагогические отделения в СахГУ – целевой набор и целевое обучение. Выпускники, которые воспользовались этими механизмами, могут рассчитывать на повышенные стипендии, а в дальнейшем трудоустройство и служебную квартиру. В 2015-2017 годах министерство образования заключило с СахГУ договоры о целевом приеме 65 человек. Что касается целевого обучения, то в рамках этого механизма директора учреждений самостоятельно, минуя университет, заключают со студентами договора о будущем трудоустройстве.

Тем не менее, дефицит кадров, хоть и становится меньше, но по-прежнему ощущается. Специалисты министерства образования озвучили потребность на 2018-2019 учебный год – 302 педагогических работника, включая вакансии в дошкольных учреждениях. Наиболее остро ощущается нехватка учителей математики, русского языка и литературы, английского языка, начальных классов. Больше всего нуждаются в школах Южно-Сахалинска, Холмска, Поронайска, Александровск-Сахалинского, Корсакова. И корень проблемы, скорее всего, не в недостатке мер поддержки, а в отсутствии у самих школьников желания выбирать профессию учителя. Например, ребята с отличными знаниями математики и физики чаще поступают на нефтегазовые направления, а не педагогические. Даже став студентами педагогических отделений, некоторые впоследствии переводятся на другие специальности.

Хотя и здесь квоты на обучение за счет бюджета осваиваются полностью. В 2018-2019 учебном году в СахГУ будет 318 квотных мест по очной форме обучения, из них 115 – на педагогических специальностях. По словам директора института естественных наук и техносферной безопасности университета Александра Багдасаряна, в этом году открыли новый профиль – учитель истории и обществознания, раньше была только история. Практически все выпускники-педагоги идут работать в школы. Растет востребованность физико-математического отделения: если три года назад здесь выпустили всего шесть педагогов, то сейчас обучение заканчивают 17 человек, причем две девушки учатся на договорной форме. Но абитуриентов, а значит, и выпускников, все равно слишком мало.

- В лицеях, гимназиях есть специализированные классы – математика, языки, и так далее. Наверное, пора набирать «педагогические» классы, - предложила координатор партийного проекта «Новая школа», руководитель региональной общественной приемной Председателя Партии «Единая Россия» Наталья Захарчук. – Пусть ребятам еще в школе прививают интерес к профессии учителя, надо дать им возможность глубже ее узнать.  

Тему продолжила А. Киктева, напомнив пример гимназии №3, где создали «Школу вожатых». Детям в возрасте 12-14 лет на каникулах помогают трудоустроиться в детские лагеря, и результат заметен – у ребят появляется интерес к подобной работе. Возможно, такой опыт стоит перенять и другим школам области.

Итогом заседания круглого стола стал список конкретных предложений, касающихся как повышения интереса абитуриентов к педагогическим направлениям, так и развития материально-технической базы СахГУ, расширения мер поддержки молодых специалистов. Решение будет направлено в областное министерство образования и станет своеобразным руководством к действию.

 

Ключевые слова: новаяшкола
Ссылка для блогов