Карта сайта
30 июля 2018, 02:01

О профессиональной ориентации обучающейся молодёжи Сахалина

В Сахалинской областной универсальной научной библиотеке прошёл круглый стол на тему «О приоритетах среднего общего и профессионального образования в Сахалинской области».

В работе круглого стола приняли участие представители общественных и иных организаций, предпринимательского сообщества, активные граждане. Экспертами выступали – исполняющая обязанности министра образования Сахалинской области Светлана Мирова и её коллеги по министерству Елена Манчилина и Наталья Лавренникова, а также заместитель директора департамента образования администрации г.Южно-Сахалинска Светлана Захарова.

Ведущий круглого стола, председатель Делового дискуссионного Клуба-2020 Игорь Андреев напомнил об Указе Президента Владимира Путина от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», в котором при разработке национального проекта в сфере образования определены цели и задачи с целевыми показателями. В 2024 году предстоит обеспечить, например, глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение России в число 10 ведущих стран мира по качеству образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Светлана Мирова, Елена Манчилина и Светлана Захарова более обстоятельно рассказали о приоритетах развития в островном регионе среднего общего и профессионального образования, прежде всего в рамках выполнения пятого пункта указанного майского Указа президента. Предстоит внедрение на уровне основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также обновление содержания и совершенствование методов обучения предметной области «Технология».

Среди задач – формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся, а также создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

 Предстоит модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, а также формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления молодёжи возможностей для профессионального и карьерного роста. Среди задач – формирование системы непрерывного обновления работающими своих профессиональных знаний и приобретение ими новых профессиональных навыков, включая овладение компетенциями в области цифровой экономики всеми желающими. В реализации девять образовательных проектов, среди них – «Современная школа», «Билет в будущее», «Безбарьерная среда», «Современный родитель».  

В области прошедший учебный год окончили 57 тыс. учащихся, в том числе второй школьной смены 10,7 тыс. учащихся. В планах правительства региона строительство 23 новых школ и пристроек для 12 тыс. учащихся. На Сахалине 13 средних специальных образовательных учреждений, их куратор минобразования области, а также медицинский колледж и колледж искусств. В регионе два вуза – СахГУ и СГТИ, а также три филиала вузов Владивостока и Хабаровска. В области среди школьников растёт число победителей различных олимпиад, форумов и конкурсов, а также медалистов и лидеров знаний.

В области действует детский технопарк «Кванториум» с применением методов проектного управления, среди задач – эффективное взаимодействие и координация ответственных участников со стороны федеральных и региональных органов власти, а также обеспечение гибкого реагирования на изменения внешних условий. В технопарк привлекаются педагоги дополнительного образования, которые отбираются и обучаются при содействии Фонда новых форм образования (Москва). Дети – лидеры «Кваториума» направляются для повышения творческих навыков и знаний в крымский «Сириус».   

Наталья Лавренникова сказала о том, что с 8 по 12 августа на Сахалине пройдёт финал VI Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), гостями и участниками которого станут 3 тыс. человек со всей России и из-за рубежа. Куратор проекта – министерство образования Сахалинской области. Финал чемпионата пройдёт на двух площадках – в ТЦ «Аллея» (Южно-Сахалинск) и на аэродроме Пушистый в Корсаковском районе. Рядом с «Аллеей» откроют зону профориентационной работы – показ достижений и перспектив среднего специального образования в островном регионе. На площадке Пушистого представят 12 компетенций. После чемпионата вся инфраструктура будет использована под парк «Патриот». Показывать своё мастерство будут более 700 конкурсантов, из которых 152 – школьники. Отбор проходит по шести блокам профессий в 17 субъектах России.

В ходе обсуждения затрагивались как положительные моменты в сфере среднего общего и профессионального образования на Сахалине, так и проблемные вопросы, над которыми предстоит ещё работа, чтобы качество и доступность образования, его профориентационная направленность отвечали запросам завтрашнего рынка труда и быстро меняющейся структуры и научно-технологической направленности отечественной экономики.

Вице-президент Сахалинского фонда культуры Валерий Белоносов, отметив достижения сахалинских школьников, затронул вопрос недостаточной, по его мнению, комплексности в обучении и воспитании учащихся, то что было присуще «советской школе». Всё же недостаточно уделяется внимания индивидуальной работе с детьми и подростками, особенно «отстающим в успеваемости учащимся». К сожалению, среди выпускников средней школы немало подростков с претензиями на различные отклонения от здоровья. Между тем семь выпускников школ Южно-Сахалинска, имеющих по всем предметам школьной программы итоговые оценки «отлично» и не более двух «хорошо», получили сертификаты на получение разовой стипендии «Выпускник».

Выпускник средней школы Максим Немец, исходя из личного школьного опыта, говорил о том, что наряду с полученными хорошими знаниями по ведущим предметам и дисциплинам, ощущались претензии к содержанию отдельных учебных пособий и учебников, когда педагоги и сами не могли доходчиво и в полной мере объяснить те или иные «разделы, толкования и утверждения в предлагаемых школьных учебниках». Порой на уроках нет доверительности к тому, чтобы вовлечь учащихся в полноценную дискуссию и размышления. Это касается, например, размышлений учащихся на происходящие общественно-политические события как в стране, так в области и «родном городе». Страдает и школьное самоуправление с запросом на общественную активность и лидерство учащихся.

Директор НП СРО «ЖКХ-Сервис» Александр Суворов сказал о важной роли родителей как в воспитании свих детей, так и в приобщении их к знаниям и самообучению, стремлению приобрести навыки и способности личной ответственности за своё будущее. Видимо, и педагогам и руководству школ следует больше уделять внимания вовлечению родителей в образовательный и воспитательный процесс учащихся. Надо поднять роль и авторитет классных руководителей, как это было в «советской школе». В том числе и по профориентации учащихся как начальных, так и старших классов школы.

Директор ООО «Аудит-Транс-Обучение» Наталья Зенина согласилась с тем, что «образовательный раздел президентского майского указа» даёт чёткие перспективные направления в модернизации как школьного, так среднего и высшего профессионального образования. Теперь, как отмечалось и экспертами круглого стола, дело за выполнением поручений главы государства на период до 2024 года. Среди приоритетных образовательных проектов – «Безбарьерная среда». Среди школьников, к сожалению, ещё немало детей с различными отклонениями по здоровью. Поэтому хотелось бы большего внимания со стороны органов местной власти и руководства школ к этой категории школьников.  

Предприниматель Наталья Пухова затронула важность проведения в Сахалинской области Финала VI Национального чемпионата «Молодые профессионалы», в жюри которого будут представлены 700 экспертов для оценки участников разных возрастов по многим критериям. Отрадно, что среди организаторов чемпиона – союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы», правительство Сахалинской области, агентство стратегических инициатив, Министерство образования РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ. Для жителей и гостей Южно-Сахалинска предусмотрена обширная культурная программа.   

Доцент СГТИ Овсеп Оганесян отметил важную тенденцию. Так, по мнению аналитиков Ayito, которые опросили молодых людей в 135 городах России, молодёжь готова жертвовать высоким уровнем зарплаты ради опыта работы. Но как отмечают эксперты, аппетит приходит во время еды, чем больше у человека появляется потребностей и ответственности, прежде всего за собственную семью, тем выше становятся его зарплатные ожидания. А на первых порах при выборе работодателя 63 процента молодых соискателей уделяют наибольшее внимание возможности обучения и развития в компании, а 51 процент – перспективам карьерного роста.  

Председатель областного совета ветеранов органов госбезопасности Александр Иванча затронул патриотическую тему школьного образования. Опыт и практика ветеранской общественной организации показывает, что учащиеся как начальных, так и старших классов с большим интересом и вниманием относятся к тому, что ветераны рассказывают о прошлом нашего Отечества и нынешних событиях из жизни России и островного региона. Между тем, когда речь заходит о трудовых подвигах и достижениях сахалинских тружеников, то невольно думаешь о необходимости больше и ярче отражать как в СМИ и на публичных площадках, так и на встречах с учащими и молодёжью заслуги Героев Социалистического Труда и кавалеров ордена Трудовая Слава, профессионально заслуженных людей – науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта и других.

 Гендиректор ООО «СтройКа» Антон Жуков, как предприниматель, сослался на личное общение в различных аудиториях как со старшеклассниками, так и студентами средних специальных образовательных учреждений. Когда речь заходит о выборе будущей профессии, исходя из профориентации в стенах средней школы, то нередко приходится слышать, что выпускники средней школы так и не определились со своим будущим. А учёба в том или ином колледже и техникуме – это настояние родителей, а не выбор подростков. Поэтому настрой образовательного сообщества нашего региона на выполнение приоритетных целей и задач, отражённых в майском Указе Владимира Путина, убеждает в возможности качественной постановки школьной профориентации.  

Депутат Южно-Сахалинской городской Думы Валентин Мазур высказался за возвращение к советскому опыту в выстраивании системы в рамках школа, профтехучилище, вуз с институтом наставничества и производственной практикой. Отметил, что если в советские годы на Сахалине были крупные промышленные предприятия, которые являлись в том числе подспорьем в прохождении учащимися профтехучилищ нормальной по времени и содержанию производственной практики и в наставничестве, то ныне в экономике региона преобладают малые и средние хозяйствующие субъекты.

Предприниматель Александр Кузнецов отметил, что порой к работодателям сейчас предъявляют необоснованные требования самим заботиться о подготовке и переподготовке рабочих и специалистов, при этом поддержка так называемых институтов развития не столь ощутима. Конечно, в кадровой политике следует исходить не только из востребованности нынешнего состояния экономики и социальной сферы, но и стратегии социально-экономического развития, в частности, Сахалинской области. Уже сегодня видно, что создание, например, современных по технологиям агропредприятий ведёт к увеличению продукции при сокращении занятости, когда в сёлах безработица. В повестке вопрос: что первично для региона, как и страны, занятость населения или модернизированные предприятия с увольнением работников. 

Работник бюджетной сферы Елизавета Олейникова высказалась за лучшую и большую по численности подготовку учителей-предметников по математике, биологии, географии, химии, физике. При этом нужна большая заинтересованность выпускников средних школ в поступлении, прежде всего в Сахалинский госуниверситет и вузы Дальнего Востока с возвращением на малую родину. Конечно, надо увеличить бюджетные места в вузах с целью подготовки востребованных педагогов и учителей-предметников. Нужно более требовательнее отнестись к качеству и количеству необходимых для школы учебников. Улучшить и переподготовку учителей старшего возраста с учётом модернизации как среднего общего, так и профессионального образования.  

Предприниматель Михаил Раков считает, что требуется осторожность в вопросе централизации и децентрализации образования, главное – это не снижение уровня образования и подготовки молодёжи по сегодняшним специальностям, а также востребованным на завтрашнем рынке труда.    Что касается профориентации школьников, то как считают исследователи, непоследовательной представляется позиция родителей при выборе пути выпускника школы. По мнению большинства родителей, их ребёнок должен получить высшее образование. Причём за последние годы наблюдается рост доли семей, считающих высшее образование необходимым. Между тем на деле доля школьников, продолжающих обучение в 10-м классе, год от года сокращается. 

По итогам живого и открытого обсуждения участники круглого стола в своих анкетах в целом одобрили усилия заинтересованных сторон по модернизации сферы среднего общего и профессионального образования, а также отразили многочисленные рекомендации и предложения по мерам выполнения приоритетных целей и задач в сфере образования, отражённых в майском Указе Президента Владимира Путина.

Ключевые слова: новаяшкола
Ссылка для блогов